Skip to content

Неврологи часто сталкиваются с задержкой речевого развития. Такие задержки могут быть доброкачественными, т. е. со временем ребёнок догоняет сверстников. «Задержался», но со временем говорит хорошо. И такое встречается чаще, чем другие отклонения. Однако важно не упустить серьёзные нарушения в развитии речи. Часто слышу от родителей: «папа ребёнка стал говорить поздно, и он заговорит», «мальчики начинают говорить позже» и т.д. Действительно в этом есть доля истины, но бывают более сложные случаи. И тут важна консультация невролога для определения состояния ребёнка.

Можно сказать, что формирование речи происходит с правильного развития головного мозга во время беременности. Для правильного формирования головного мозга важны многие факторы: здоровый образ жизни родителей, здоровье женщины и важную роль влияют фолаты. Поэтому уже даже до планируемой беременности назначают приём фолиевой кислоты (витамин В9). После рождения, ребёнок начинает прислушиваться к звукам, реагировать на звуки. Со временем у него появляется улыбка. Сначала бессознательно во время сна, а затем улыбка появляется на ласковое обращение мама к ребёнку. Вначале у ребёнка формируется центр понимания речи (импрессивная речь), а затем моторная речь (экспрессивная), т. е. когда он сам начинает говорить. Но до начала произношения слов у детей появляется лепет. В возрасте около 1 года (11 — 14 месяцев жизни) у детей формируется указательный жест пальцем. Такой жест является важным этапом предречевого развития. Во многих изданиях написано, что в 1 год ребёнок должен говорить 10 слов. Действительно встречаются такие дети, которые в 1 год говорят 10 — 15 слов, но большинство детей, в 1 год говорит несколько слов: 2 — 4 слова. Если в возрасте 1 год ребёнок говорит несколько слов, у него есть указательный жест пальцем, хороший слух, то развитие речи у него должно проходить хорошо.

Наиболее сложным для врача является возраст 2 — 3 года, когда у ребёнка маленький словарный запас и стоит вопрос о необходимости назначения медикаментозной терапии. Речевой центр формируется до 3 лет, и в таком возрасте врач должен оценить темповая у ребёнка задержка речевого развития, т. е. он догонит сверстников, или такая задержка речи патологическая. Когда ко мне обращаются родители детей в таком возрасте, я могу дать общие рекомендации, реже назначу медикаментозное лечение. Случаи задержки речевого развития бывают очень разные. Например, после осмотра ребёнка я заподозрил, что у ребёнка увеличены аденоиды, и он плохо слышит. Ребёнку удалили аденоды и ребёнок стал слышать, а затем сал говорить. Иногда родители приходят с жалобами на задержку речевого развития у ребёнка, а выявляется аутизм или другое серьёзное заболевания. Ещё раз хочу сказать, что таких серьёзных случаев заболеваний приводящих к задержке речевого развития мало, но их надо своевременно выявлять и лечить.

Обследование ребенка при задержке речевого развития

Такое обследование зависят от каждого конкретного случая. Ребёнка должен осмотреть педиатр или невролог и назначить консультацию нужного специалиста: ЛОР врач, эндокринолог, генетик, офтальмолог и др. Невролог же назначит какое-то дополнительное обследование. Наиболее частым обследованием при задержке речевого развития является ЭЭГ (электроэнцефалография). Однако это обследование в данном возрасте сложно технически проводить (нужно чтобы пациент сидел во время исследования спокойно).

Лечение задержки речевого развития

Лечение можно разделить на 2 группы:

1. Немедикаментозное лечение.

2. Медикаментозное лечение.

Немедикаментозное лечение включает в себя различные занятия. От самых простых рекомендаций: развивать мелкую моторику рук, вынуждать на разговор, ребёнку общаться с разговаривающими детьми. До более сложных занятий: пальчиковая гимнастика, другие занятия с логопедом и проведение занятий родителями с ребёнком по рекомендации логопеда.

Медикаментозное лечение: применяют ноотропы (их очень много более 100 и они почти все могут возбуждать) и витамины группы В. Используют редко и другие методы лечения. Лечение составляется индивидуально неврологом. Лучше сочетать медикаментозное лечение с логопедическими занятиями.

И.А. ВОРОНОВ невролог, кандидат медицинских наук.

Регулярные проверки здоровья помогут вовремя начать лечение!

Перейти к содержимому